Боярская дума — высший
совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.
Являлась продолжением и развитием княжеской думы X-XI века в новых исторических
условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не
обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.
Самостоятельной роли боярская дума не
играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного
совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно
ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем
делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили»
или «По государеву указу бояре приговорили».
Полномочия
Права думы основывались не на законах,
а на обычном праве. Боярская дума была учреждением,
которое не отделялось от царской власти. В законодательной сфере значение думы
оговаривалось в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем
судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр
приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати» (статья 98
Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны указы монарха и
"приговоры" бояр, согласно стандартной формуле «Государь указал, и
бояре приговорили». Но из этого правила были исключения: царские указы без
боярских приговоров и, с другой стороны, законодательные акты, изданные в форме
боярского приговора без царского указа («Все бояре на Верху приговорили»).
Царские указы без боярских приговоров могли появляться или во время борьбы царя
с боярством (при Иване Грозном), или при решении незначительных вопросов, не
требовавших коллегиального решения, или в случае спешки. Боярские же приговоры
без царских указов издавались либо при наличии у бояр специальных полномочий,
полученных от царя, или во время междуцарствия. Таким образом, эти случаи не
дают оснований говорить о раздельных законодательных правах царя и думы.
Вопросами внешней политики царь и дума
также занимались совместно, периодически привлекая к решению важных проблем
земские соборы. При думе постоянно существовала «ответная палата»; служащие
посольского приказа могли вести переговоры с иностранными послами только
совместно с членами думы (согласно Котошихину, с послом «в ответех бывают
бояре»). Во времена междуцарствия и в начале правления Михаила Фёдоровича дума
вела переговоры с другими государствами от своего имени.
В вопросах суда и управления дума была
не одной из инстанций, а органом верховной власти, указывающим закон
подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции
(ук. 1694во II Собр. Законов, № 1491). Собственно
судебным органом дума была только тогда, когда судила в качестве первой
инстанции, а именно — своих собственных членов. В сфере администрации думе
(вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных
правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под
постоянным контролем думы, так же как и сами приказы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий